Беларусь упёрто «бодается и рубится за газ» с кормящей её Россией, ведь «хуторской батька» Лукашенко приказал

0
7
Беларусь упёрто

Заместитель руководителя по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что новые требования, которые Белоруссия предъявляет России по поводу цен на газ, это традиционная стратегия переговоров Минска.

Об этом рассказывает ФБА «Экономика сегодня».

По сообщению Минэнерго Белоруссии, стало известно, что в «Газпром» было направлено предложение по ценообразованию на 2020 и 2021 годы. Ответом на разногласия между ГПО «Белтопагаз», ОАО «Нафтан» и ОАО «Газпром транзгаз Беларусь».

В Минске выдвинули требование, чтобы белорусская дочерняя компания российского газового холдинга предоставила методику, которая по мнению белорусов необходима, чтобы определить фактическую среднемесячную температуру сгорания природного газа с метрологическим подтверждением ее пригодности. Методика обязательно должна соответствовать законодательству Беларуси.

Если брать в расчет известную политику Минска, которая направлена на то, чтобы выбить максимальные льготы из России, такой запрос вызывает подозрения. Видимо, даже падение цен на мировом рынке не остановило такую практику Белоруссии.

«На протяжении последнего года между Россией и Белоруссией продолжает развиваться конфликт по ценообразованию на газ, причем Минск прибег к своей излюбленной тактике, в рамках которой белорусы рассчитывают цену на газ не в соответствии с базовым контрактом, а на основе собственных представлений», — констатирует Гривач.

Эксперт считает, что из-за этого возникла задолженность за поставленный газ в размере 165 млн долларов. «Газпром» упомянул, что это главное условие для заключения нового контракта с Белоруссией на следующий год.

«Газпром недавно объявил, что дальнейшие переговоры с Белоруссией по вопросам цен и ценообразования возможны только после погашения этого долга. «Газпром» требует от Минска возвратить ситуацию в контрактное русло», — заключает Гривач.

2019-2020 годы складывались для «Газпрома» не очень хорошо.

Еще до ситуации с коронавирусом произошло падение цен на европейском рынке, а дальше на бирже Великобритании котировки упали до 40 долларов за тысячу кубов. Но Минск сразу же попытался использовать ситуацию в своих целях. Хотя и не очень понятно, как ситуация в Европе связана с Белоруссией и ее взаимоотношениями с Россией. Минск не может закупать газ в Европе. Для этого нужно использовать СПН-терминалы в Польше и Литве и вложить средства в обновление газовых интерконнекторов. Это не входит в планы Белоруссии, но спекулировать этим на переговорах с «Газпромом» она не упустила возможности.

«Пандемия COVID-19 привела к тому, что ситуация на газовом рынке Европы и мира находится в коллапсе. Это послужило очередным предлогом для белорусских спекуляций. В Минске пытаются инициировать процесс пересмотра закупочных цен на газ, хотя о них стороны договорились в конце прошлого года после предыдущей серии белорусских требований», — резюмирует Гривач.

Перед нами предстает самая любимая тактика белорусов: они готовы искать выгоду в любом поводе, чтобы использовать в переговорах с Россией по ценам, тарифам и другое.

Эксперт по ЕАЭС Дмитрий Болкунец прокомментировал ситуацию, он отметил, что торг 165 млн долларов носит политический характер и связан с заявлением белорусского президента Лукашенко.

«Лукашенко неоднократно заявлял, что цена на газ в 127 долларов за тысячу кубов, определенная контрактом на 2020 год, его не устраивает, после чего он потребовал снизить ее до 70 долларов. В результате белорусские чиновники вынуждены придумывать схемы для выполнения этого поручения. Если они этого не сделают, то им придется за это отвечать», — констатирует Болкунец.

В основе позиции Белоруссии лежат директивы Лукашенко, но не контрактные обязательства, и уж точно не здравый смысл.

«Создание таких ситуаций связано с предвыборной кампанией Лукашенко, где наши отношения и цена на газ являются одной из тем. Что касается суммы задолженности, то она с одной стороны небольшая, а с другой – критичная для Минска. У Белоруссии нет подтверждения кредитной помощи со стороны международных организаций, о чем ранее Минск вел активные переговоры», — заключает Болкунец.

Сумма долга очень существенна для экономики Белоруссии, а особенно в период президентских выборов.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here